Трактор Т-10 М.0000 (базовая модель)
Трактор Т-10 М - собирательное обозначение семейства промышленных гусеничных тракторов тягового класса 10 общего и специального назначения, предназначенных для эксплуатации во всех климатических зонах. Тракторы Т-10 М с этой целью выпускаются во множестве (около 80) различных модификаций и комплектаций. Производство тракторов семейства Т10 М начато с июля 2003 года. Тракторы нового семейства - это результат работы Челябинского тракторного завода по повышению качества, технического уровня, надежности и унификации своих предшественников - тракторов Т-170М1 и Т-10.02. Объем накопленных технических решений, реализованных в производстве, позволил перейти на выпуск более совершенного трактора Т10М. Базовой моделью этого семейства является трактор Т-10 М.0000, который имеет карбюратор трактора и иные нововведения.
Трактор Т-10 М - технические характеристики
Двигатель трактора Т-10 М
Применяемый на тракторах Т-10 М двигатель Д180 при увеличенной до 180 л.с. мощности и повышенном до 25% запасе крутящего момента повысил эффективность использования землеройных агрегатов. Три ступени мощности модификаций двигателя также способствуют его рациональному применению.
Возможность работы двигателя на различных видах топлива (дизельное, керосин, газоконденсат) делают трактор Т-10 и агрегаты на его базе весьма эффективными в различных регионах. Двигатель в зависимости от условий эксплуатации может комплектоваться различными системами пуска: электростартерной и карбюраторным пусковым двигателем. Предусмотрена возможность комплектации предпусковым подогревателем и другими средствами облегчения пуска, что позволяет эксплуатировать двигатель в климатических зонах с температурой воздуха до минус 50 °С.
Модель | Д180.111-1 (Д-160.11) |
Тип двигателя | Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 132 (180) при 1250 об/мин (индекс мощности - "0") 125 (170) при 1250 об/мин (индекс мощности - "1") 103 (140) при 1070 об/мин (индекс мощности - "2") |
Запас крутящего момента,% | не менее 25 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт (г/л.с.ч) | не более 218 (160) |
Количество цилиндров | 4 |
Рабочий объем, л | 14,48 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 |
Ход поршня, мм | 205 |
Система охлаждения | жидкостная |
Воздухоочиститель | двухступенчатый: первая ступень - мультициклон с автоматическим удалением пыли, вторая ступень - бумажные фильтрующие элементы |
Система смазки | комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами |
Система пуска | электростартерная (индекс "0") или пусковой карбюраторный двигатель (индекс "1") |
Трансмиссия
Применение трансмиссии двух типов: гидромеханической и усовершенствованной механической позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.
Гидромеханическая трансмиссия (индекс "0")
Обеспечивает автоматическое бесступенчатое регулирование тягового усилия и скорости в зависимости от тягового сопротивления.
Гидротрансформатор | трехколесный одноступенчатый |
Коробка передач | планетарная, трехступенчатая, реверсивная с переключением под нагрузкой |
Фрикционы | многодисковые, постоянно замкнутые, сухого трения, с гидросервированным выключением |
Тормоза | ленточные, сухого трения |
Главная передача | коническая с круговым зубом |
Бортовые редукторы | двухступенчатые, цилиндрические прямозубые |
Максимальные тяговые усилия и скорости движения холостого хода базовой модели трактора (Т10.0000)
Передача | вперед | назад |
скорость, км/ч | тяговое усилие, кН | скорость, км/ч |
I | 3,61 | 151 | 4,48 |
II | 6,40 | 142 | 7,94 |
III | 10,09 | 83 | 12,51 |
Механическая трансмиссия (индекс "1")
Муфта сцепления | постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная |
Коробка передач | четырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре - назад. Выпускается в вариантах приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации) |
Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у гидромеханической трансмиссии.
Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторов с механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)
Передача | вперед | назад |
норм. диапазон | ускор. диапазон | скорость, км/ч |
скорость, км/ч | тяговое усилие, кН | скорость, км/ч | тяговое усилие, кН |
I | 2,58 | 142 | 3,07 | 122 | 3,01 |
II | 3,57 | 103 | 4,25 | 85 | 4,18 |
III | 5,20 | 67 | 6,20 | 54 | 6,06 |
IV | 8,70 | 35 | 10,40 | 27 | 10,20 |
Несущая система трактора Т-10 М
Рамная, сварная. Необходимая жесткость обеспечивается пространственной конструкцией корпуса бортовых фрикционов, к которому приварены лонжероны коробчатого сечения, бампером и коробкой балансирной балки, приваренных к лонжеронам. Рама болотоходной модификации имеет удлиненные лонжероны.
Ходовая система трактора Т-10 М
Тележечная. Подвеска тележек - полужесткая трехточечная с жесткой балансирной балкой с микроподрессориванием. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах.
На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля установлены опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и механизм сдавания гусеницы.
Количество опорных катков с каждой стороны | 6 (индекс "0") 5 (индекс "1") 7 (индекс "2")
|
Количество поддерживающих катков с каждой стороны | 2 1 (индекс "3") |
Механизм натяжения | гидравлический |
Ширина башмака гусеницы, мм | 500 690 900 (болотоходный) 460 (облегченный, индекс "3")
|
Шаг, мм | 203 |
Высота грунтозацепа, мм | 65 |
Удельное давление на грунт, МПа | 0,076 |
За стандартную (основную) принята удлиненная ходовая часть с шестикатковыми тележками (вместо традиционных для тракторов ЧТЗ тягового класса 10 пятикатковых). Применение ее существенно улучшает тягово-сцепные свойства и повышает производительность бульдозерно-рыхлительного агрегата. Семикатковые тележки применяются на тракторах для работы на слабых почвах ("болотоходных"). Совместно с башмаками шириной 900 мм они обеспечивают значительно пониженное удельное давление на грунт. Семикатковые тележки применены и на тракторах, используемых в качестве базы под трубоукладчики ТР12 и ТР20 и под прицепной кран КП-25.
Электрооборудование трактора
Номинальное напряжение, В | 24 |
Генератор переменного тока 966.3701 | мощностью 1 кВт, с выпрямителем и электронным регулятором напряжения |
Аккумуляторные батареи 6СТ-182ЭМС, шт. | 2 |
Cтартер 251.3708, мощность,кВт | 8,2 |
Кабина трактора
Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное, регулируемое по весу и росту оператора, сиденье, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе. На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора. Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов. По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером.
Гидравлическая система трактора Т-10 М
Раздельно-агрегатная гидравлическая система с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы в зависимости от устанавливаемого навесного оборудования.Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и приводится от его шестерен распределения.
Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами "Реготмас" имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива.
Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.
Номинальное давление в системе, МПа | 16 |
Давление настройки предохранительного клапана, МПа | 18 - 20 |
Гидроцилиндры передней навесной системы: |
- диаметр гидроцилиндра, мм | 100 |
- диаметр и ход штока, мм | 60х800 |
Гидроцилиндр перекоса отвала: |
- диаметр гидроцилиндра, мм | 160 |
- ход штока, мм | 200 |
Гидроцилиндр рыхлителя: |
- диаметр гидроцилиндра, мм | 160 |
- ход штока, мм | 450 |
Заправочные емкости трактора Т-10 М
Топливный бак, л | 300 |
Система охлаждения, л | 60 |
Система смазки двигателя, л | 32 |
Коробка передач и задний мост, л - гидромеханической трансмиссии - механической трансмиссии | 90 50 |
Бортовой редуктор (каждый), л | 12 |
Гидравлическая система, л | 100 |
Дополнительное оборудование на тракторов Т-10М
По требованию потребителя на трактор Т-10М может быть укомплектован следующим дополнительным оборудование:
предпусковой подогреватель двигателя ПЖД-30; |
- кондиционер; |
- защита ходовой части; |
- защита трансмиссии; |
- защитный каркас кабины; |
- ледоходные шпоры; |
- асфальтоходные башмаки; |
- предпусковой обогреватель; |
- утеплительный чехол капота; |
- система прямого электростартерного пуска. |
Габаритные размеры трактора Т-10 М
Габаритные размеры тракторов Т-10М всех модификаций и комплектаций укладываются в железнодорожный габарит.
Базовая модель имеет габариты, мм:
Длина, мм | 4210 |
Ширина, мм | 2480 |
Высота, мм | 3250 |
Колея, мм | 1880 |
База, мм | 2880 |
Колея тракторов болотоходных модификаций - 2280 мм. Ширина - 3230 мм.
База тракторов с гусеничными тележками:
- пятикатковыми - 2517 мм
- семикатковыми - 3225 мм.
Масса трактора Т-10 М
Масса серийных моделей тракторов семейства Т-10М находится в диапазоне 14100 - 16760 кг:
базовая модель | 15990 кг |
облегченный трактор | 13000 кг |
база под трубоукладчик | 17700 кг |